1-ая апология Иустина мученика.
Предоставленная в пользу христиан Антонину Благочестивому.
1. К императору Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Августу Кесарю, - сыну его Вериссиму философу, и Люцию философу[1], родному сыну Кесаря и усыновленному сыну Благочестивого, любителю наук и к священному сенату и всему народу римскому, обращаясь с моим словом, и прошением, за людей из, всех народов несправедливо ненавидимых, и гонимых, - я из, числа их, Иустин, сын Приска, внук Вакхия, уроженцев Флавии Неаполя в Сирии Палестинской.
[1]Евсевий, приводя в Церк. Ист. кн. IV, 12 начало этой апологии св. Иустина, читает filosofou вместо filosofw и даёт такой смысл к Люцию, родному сыну кесаря - философа, - относя выражение к Люцию Эдию Веру, кесарю и отцу упоминаемого в апологии Линия. Люций отец был любимцем импер. Андриана, назначенный им в наследники престола и имевший титул кесаря, но он умер еще прежде Адриана. Люций - сын был усыновлен Антонином благочестивым, и в правление его оставался просто частным человеком, но по смерти был правителем обще с имп. Марком Аврелием.
2. Люди истинно благочестивые и любомудрые должны уважать и любить только истину и отказываться от последования мнениямпредков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом. И не только требует здравый разум не следовать тем, которые несправедливо поступали или учили: лю-битель истины должен всячески и больше своей собстеенной жизни стараться соблюдать правду в словах и поступках своих. хотя бы смерть угрожала ему. Вы называетесь благочестивыми и философами, и слывете везде блюстителями наук: теперь окажется, таковы ли вы на самом деле. Мы обрати-лись к вам не с тем, чтобы льстить вам этою запискою, или говорить в удовольствие ваше, но требовать, чтобы вы судили нас по строгом и тщательном исследовании, а не руководствовались предубеждением или угодливостью людям суеверным, не увлекались неразумным порывом или давнею, утеердившеюся в вас, худою молвою; через это вы произнесли бы только приговор против себя самих. Что касается до нас, - мы убеждены, что ни от кого не можем потерпеть вреда, если не обличать нас в худом деле, и не докажут, что мы негодные люди: вы можете умерщвлять нас, но вреда сделать не можете.
3. Но чтобы эти слова не показались кому безрассудными и дерзкими, мы просим исследовать, в чем их обвиняют; и если обвинения окажутся действительными, пусть наказывают их, как следует. Если же никто ни в чем обличить не может, то здравый разум не велит, по одной худой молве оскорблять людей невинных, или лучше - самих себя, когда думаете вести дела не по рассуждению, а по страсти. Всякий здравомыслящий скажет, что наилучшее и единственное условие справедливости состоит в том, чтобы подчиненные представляли не укоризненный отчет в своей жизни и, а начальствующее, с другой стороны, давали приговор не по насилию и самовластно, но руководствуясь благочестием и мудростью. Таким образом и правители и подданные наслаждались бы счастьем. Ибо один из древних где -то сказал: „если правители и народы не будут философствовать, то гражданские общества не могут благоденствовать" . И так наша обязанность - представить на рассмотрение всех нашу жизнь и учение, чтобы вместо тех, которые ничего нашего не знают, самим нам не подвергнуться наказанию за те преступления, которые делают иные по слепоте своей. А ваше дело, как требует разум, выслушать нас и явиться добрыми судьями, ибо после того вам не простительно будет перед Богом, если вы, узнавши истину, не будете делать того, что справедливо.
4. По одному имени, помимо действия, которые соединены с именем, нельзя судить, хорошо ли что, или худо. Хотя впрочем, что касается до нашего имени, которое ставится нам в вину, мы самые добрые люди . Но как мы не почитаем справедливым, в том случае, когда бы мы были обличены в преступлении, просить себе прощения ради одного имени, так с другой стороны, если мы не по имени, ни по образу жизни, не оказываемся виновны, то ваше дело позаботиться, чтобы не наказывать несправедливо людей невинных, и за то самим вам по справедливости не подвергнуться наказание. Одно имя не может предпредставлять разумного основания ни для похвалы, ни для наказания, если из самих дел не откроется что-либо похвальное или дурное. И вы у себя никого из обвиняемых не наказываете, доколе не будут изобличены; а у нас одно имя принимаете за доказательство вины, хотя впрочем, если судить по имени, вы должны наказывать скорее наших обвинителей. Нас обвиняют в том, что мы христиане; но несправедливо ненавидеть доброе. Также, если кто из обвиняемых отречется, и скажете только, что он не христианин, то вы его отпускаете, как бы уже не имея никакого доказательства его виновности; если же кто объявить себя христанином, то наказываете его за одно это признание, тогда как надлежало бы исследовать жизнь и того, кто объявил себя христианином, и того, который отрекся, чтобы из самых дел оказалось, каков тот и другой. Ибо как некоторые, приняв от учителя Христа заповедь не отрекаться, своею твердостью при истязаниях служат ободрительным примером для других, таким же образом иные, худо живущее, может быть доставляют повод людям предубежденным обвинять всех христиан в нечестии и беззаконии. Но это несправедливо. И между теми, которые носят имя и одежду философов, есть также люди, не делающие ничего соотетственного их званию, и вы знаете, что древние учителя, при всей противоположности их мыслей и учения, называются одним и тем же именем философов; а из них некоторые учили безбожию. И поэты рассказывают о распутстве Зевса и детей его, и тем, которые занимаются их баснями, вы не налагаете молчания; напротив, еще даете награды и почести тем, которые искусно осмеивают ваших богов.
5. Что же это значить? Мы объявляем, что не делаем ничего преступного и не держимся таких безбожных учений, и вы не делаете судебного исследования, но по влечению бесрассудной страсти и по научению злых демонов казните нас, - без рассуждения и заботы. Но должно сказать истину. Еще в древности злые демоны, открыто являясь, оскверняли женщин и отроков и наводили людям поразительные ужасы, так что те, которые не разсуждали разумом об их действиях, будучи объяты страхом, и не зная, что это были злые демоны, называли их богами и давали им такое имя, какое кто из демонов сам себе избрал. Но когда Сократ решился обнаружить это, руководствуясь истинным разумом и исследованием, и отвести людей от демонов, тогда сами демоны воспользовались людьми, живущими во злe, и через них Сократ был осужден на смерть, как безбожник и нечестивец, под тем предлогом, будто бы он вводит новыя божества. Подобным образом они тоже самое делают и против нас. Ибо не только среди эллинов обличено это Словом через Сократа, но и среди варварских народов - самим Словом, Которое приняло видимый образ, сделалось человеком и нареклось Иисусом Христом. Веруя этому Слову, мы говорим, что духи, делавшие такие дела, не только не суть добрые, но злые и нечестивые демоны, которые по делам своим не могут сравняться даже с людьми, любящими добродетель.
6. Потому-то нас называют безбожниками. И сознаемся, что мы безбожники в отношении к таким мнимым богам, но не в отношении к Богу истиннейшему, Отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей, и чистому от всякого зла. Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и предавшего нам это учение, вместе с воинством прочих, последующих и уподобляющихся Ему благих ангелов[2], равно и Духа пророческого чтим и покланяемся, воздавая честь Словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены.
7. Но скажут: некоторые из взятых к допросу действительно оказались преступниками. Правда, многих и часто вы осуждаете, как скоро исследуете жизнь обвиняемых; но осуждаете не потому, что другие прежде их были изобличены. Вообще мы сознаемся, что как между еллинами учившие, каждый по-своему, называются одним именем философ, хотя бы учения их были и не согласны: так и между варварами одно общее имя прилагается и к тем, которые по истине суть мудрецы, и к тем, которые только выдают себя за таких: всё называются христиане. Поэтому мы просим, чтобы те, на кого доносят вам, были судимы по делам их, дабы оказавшийся виновным подвергался наказанию, как преступник, а не как христианин; если же кто окажется невинным, пусть освобождается, как христианин, не сделавший ничего худого. Мы уже не просим вас наказывать обвинителей, ибо для них достаточно наказания в их собственной неправде и неведении истины.
8. Вникните, мы говорим это для вашего блага, ибо в нашей воле отречься при допросах; только мы не хотим жить обманом. Мы желаем вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и создателем всего мира, и спешим исповедать нашу веру, будучи убеждены и веруя, что такой награды могут достигнуть те, которые делами своими засвидетельствовали перед Богом верность в служении Ему и любовь к жизни у Него, недоступной для зла. Вот в кратких словах, то чего мы ожидаем, чему научились от Христа и что преподаем. Платон также говорил, что грешники придут на суд к Радаманту и Миносу и будут ими наказаны; и мы утверждаем то же самое, но по нашему, судьею будет Христос и души их будут соединены с теми же телами и будут преданы вечному мучению, а не в продолжены только тысячи лет, как говорит Платон. Если же кто скажет нам, что это невероятно и невозможно, то, по крайней мере, это заблуждение без особенных последствий, пока мы не изобличены ни в каком преступлении.
9. Мы не приносим множества жертв, не делаем венков из цветов в честь тех, которых сделали люди, и поставивши в храмах, назвали богами: ибо знаем, что они бездушны и мертвы, и образа Божьего не имеют (мы не думаем, чтобы Бог походил на такие изображения, в которых - говорят некоторые - они представили Его для почитания; но они имеют имена и виды злых демонов, которые являлись людям. Да и нужно ли рассказывать вам, когда вы сами знаете, как художники обделывают вещество, обтесывают и вырезают, плавят и куют, и нередко из негодных сосудов, посредством искусства переменивши только вид и давши им образ, делают то, что называют богами? Вот что мы считаем не только противным разуму, но и оскорбительным для Бога, Который имеет неизреченную славу и образ, между тем как имя Его усвояется вещам тленным и требующим постоянного попечения. Вы очень хорошо знаете также, что художники их люди не потребные и - чтобы не перечислять подробно преданы всем пророкам; они даже растлевают собственных служанок, которые помогают им в их работах. И какое безумие! Люди распутные делают и переделывают богов для поклонения; и такие же люди поставляются стражами к храмам, где помещаются боги, - не смотря на то, что нечестиво помыслить и сказать, чтобы люди были стражами богов.
10. А нам предано, что Бог не имете нужды в вещественных приношениях от людей, Он, Который как мы видим, Сам все подаёт нам. Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах,- в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем. Мы научены также, что Он по благости Своей в начале все устроил из безобразного вещества для людей, и что они, если по своим делам окажутся достойными Его назначения, удостоятся жить с Ним и царствовать с Ним, сделавшись свободными от тления и страдания. Ибо как создал Он нас в начале, когда мы не существовали, -таким же, думаем, образом тех, которые избрали благоугодное Ему, удостоить за это избрание нетления и сожительства с Собою. Что мы сотворены в начале, это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных способностей убеждает нас, и ведет к вере. И мне кажется, для всех людей важно то, чтобы им не препятствовали познать это учение, но еще обращали на него их внимание. Ибо чего не могли сделать законы человеческие, то произвело бы Слово Божие, если бы злые демоны, при содействии находящейся в каждом человеке многообразной наклонности к злу, не разоряли так много ложных и безбожных обвинений, из которых ни одво не идет к нам.
11. Когда вы слышите, что мы ожидаем царства, то напрасно полагаете, что мы говорим о каком-либо царстве, человеческом, между тем, как мы говорим о царствовании с Богом: это ясно из того, что когда вы допрашиваете нас, то сами признаемся, что мы христиане, хотя знаем, что всякому, кто признается в этом, предлежит смертная казнь. Если бы мы ожидали человеческого царства, то отрекались бы, чтобы избежать погибели, или старались бы скрываться, чтобы достигнуть ожидаемого. Но так как наши надежды устремлены не к настоящему, то не безпокоимся, когда нас умерщвляют, -зная, что все непременно должны умереть.
12. Что же касается до общественнаго спокойствия, мы вам содействуем и способствуем в том более всех людей, ибо мы держимся того учения, что ни злодею, равно как ни корыстолюбцу, ни злоумышленнику, ни добродетельному невозможно скрыться от Бога, и что каждый по качеству дел своих получить вечное мучение или спасение. Если бы все люди знали это, то никто не избирал бы зла на краткое время жизни, зная, что Он идет на вечное осуждение огненное, но всемирно сдерживал бы себя и украшался бы добродетелью, чтобы получить блага Божьего и избегнуть наказаний. Ибо не из страха установленных вами законов и наказаний люди стараются скрыть свои преступления; но они делают преступления, зная, что от вас, как от людей, можно укрыться. А если бы знали и уверены были, что от Бога ничего нельзя скрыть, не только никакого дела, но и намерения, то, по крайней мере, из страха наказаний всячески старались бы вести себя хорошо, - в этом и вы согласитесь. А между тем, кажется, как будто вы боитесь, чтобы всё не стали жить добродетельно, и вам уже некого будет наказывать: но это было бы прилично палачам, а не добрым правителям. Я впрочем уверен, что и это, как прежде сказал я, - есть дело злых демонов, которые требуют жертв и служения от тех, которые живут противно разуму. Но вы я думаю, которые любите благочестие и философию, не станете делать что-либо противное разуму. Если же и вы, подобно безсмысленным, обычай предпочитаете истине, то делайте, что можете. Правители, предпочитающие мнение истине, не более могущественны, как и разбойники в пустом месте. И вы не успеете в ваших делах - это объявляет само Слово, то Слово, которое после Бога - Отца есть державнейший и правосуднейший из всех правителей. Ибо как все отказываются получить в наследство бедность или страдания, или бесславие отцовское, так разумный человек не станет избирать то, что избрать запрещает Слово. Что все это будет, предсказал - говорю - Учитель Наш, Сын и вместе посланник Отца всех и Владыки Бога, Иисус Христос, от Коего получили мы и имя христиан. Оттого мы и тверды во всем, чему научены от Него, ибо на деле сбывается то, чему быть предварительно Он предрек: а это есть дело Божие, чтобы предсказать, как Он, какое-либо событие и чтобы оно произошло точно так, как предсказано. Итак, мне можно бы и остановиться на этом и не прибавлять ничего более, в той мысли, что мы просим справедливого и истинного. Но так как знаю, что не легко сделать внезапную перемену в душе, одержимой неведением, то, для убеждения любящих истину, я решился присовокупить еще несколько слов, зная, что не невозможно разогнать неведение, когда будет предложена истина.
13. Кто же из здравомыслящих не сознается, что мы не безбожники, когда почитаем Создателя всего мира, и согласно с тем, как мы научены, говорим, что Он не требует крови, возлияний и курений, а славим Его, по мере сил, Словом молитвы и благодарения во всех приношениях наших? Мы научены, что один только образ почтения, достойный Его - тот, чтобы данное им для нашего питания не истреблять огнем, но приносить для нашего собственного употребления и для нуждающихся, а Ему в чувстве благодарности возносить посредством слова торжественные действия служения и песни за то, что мы сотворены, за все средства к благосостоянию нашему, за различные роды произведений, за перемены времен; и возсылать прошения о том, чтобы нам воскреснут для нетления, по нашей вере в Него. Наш учитель в этом есть Иисус Христос, который для этого родился и был распят при Понтии Пилате, бывшем правитель Иудеи, во время Тиверия кесаря; и мы знаем, что Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем. Что мы справедливо почитаем Его, - я докажу вам. Нас обвиняют в безумии за то, что мы после неизменного и вечнаго Бога и Отца всего даем второе место распятому человеку, а не знают заключающейся в этом тайны. Я изложу её вам, а вас прошу тщательно вникнуть в неё.
14. Но я предваряю вас - остерегитесь, чтобы демоны, на которых я уже указывал, не обольстили вас и не отклонили даже принять и понять слова наши. (Ибо они стараются держать вас в рабстве и служении, и то через сновидения, то через магические чарования пленяют всех, кто ни мало не старается о спасении своем). Мы также отстали от них, как скоро уверовали Слову, и теперь посредством Сына следуем Единому Богу нерожденному; мы прежде находили удовольствиe в любодеянии, ныне любим одно целомудрие; прежде пользовались хитростями магии, а ныне предали себя благому и нерожденному Богу; прежде мы более всего заботились о снискании богатства и имения, ныне и то, что имеем, вносим в общество и делимся со всяким нуждающимся; прежде друг друга ненавидели и убивали, и не хотели пользоваться одним очагом с иноплеменниками, по разности обычаев, - ныне, по явлении Христовом, живем вместе: и молимся за врагов наших, и несправедливо ненавидящих нас стараемся убеждать, чтобы они, живя по славным Христовым правилам, верно надеялись получить с нами одни и те же блага от владычествующего над всеми Бога. Но чтобы не подумали о мне, что обольщаю вас своими мудрованиями, я заблагоразсудил, прежде изложения своих доказательств привести несколько извлечений из учения самого Христа: а вам, как сильным государям, надлежит исследовать, истинно ли мы этому научены и учим. Поучения Его были кратки и не обширны; ибо Он был не софист, но слово Его было сила Бoжья.
15. О целомудрии Он говорил так: „кто взглянет на женщину с похотствованием, тот уже любодействовал с нею в сердце своем перед Богом". И: „если правое око соблазняет тебя, выколи его: ибо лучше тебе одноокому войти в царство небесное, нежели с двумя глазами быть ввержену в огонь вечный". И: „кто женится на отпущенной от другого мужа, тот прелюбодействует" (Мф. 5:28-32). И еще: „есть некоторые, которые сделались скопцами от человеков, и есть такие, которые сами себя сделали скопцами, ради царствия небесного, но не всё могут снести это" (Мф. 19:12). Как вступающие по закону человеческому во второй брак, у нашего Учителя считаются грешниками[3], так и взирающие на женщину с похотствованием. Ибо не тот только отвергается Им, кто делом любодействует: но и тот, кто хочет любодействовать, так как Богу известны не только дела, но и пожелания. И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, с детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого народа. Нужно ли мне говорить о бесчисленном множестве тех, которые обратились от распутства и научились целомудрию? Не праведников и не целомудрых призывал Христос к покаянию, но нечестивых, невоздержных и неправедных. Так Сам Он говорил: „Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Ибо Отец небесный хочет покаяния грешника, а не мучения Его. О любви ко всем Он так учил: „Если любите любящих вас, что нового делаете? Ибо и блудники это делают. А я говорю вам: молитесь за врагов ваших, и любите ненавидящих вас" (Мф. 5:46) и благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас" (Лк. 6:28). А о том, чтобы делиться с нуждающимися, и ничего не делать для хвастовства, Он так говорил: „всякому просящему дайте, и от хотящего взять взаймы не отвращайтесь" (Мф. 5:42). Ибо если даете взаймы тем, от кого надеетесь получить, то что нового делаете? И мытари это делают (Лк. 6:30.34). Вы же не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и воры подкапывают: а собирайте себе; сокровища на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют (Мф. 6:19-20). Ибо какая польза человеку, если Он и целый мир прибретет, душу же свою погубить? И какой дадите за нее выкуп (Мф. 16:26)? Итак, собирайте сокровище на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляет" (Мф. 6:20). И: „будьте благи и милосерды, как и Отец ваш благ и милосерд" (Лк. 6:36). И велит солнцу своему восходить над грешными и праведными и злыми (Мф. 5:45). Не заботьтесь, что вам есть, или во что одеться: не лучше ли вы птиц и зверей? а Бог питает и их. И так не заботьтесь, что вам есть или во что одеться. Потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете в этом нужду. А ищите царства небесного, и все это приложится вам (Мф. 6:25-26,31-33). Ибо где сокровище, там и ум человека (Мф. 6:21). И не делайте этого для того, чтобы видели люди; иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного" (Мф. 6:1).
16. А о том, чтобы быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его слова: „ударившему тебя в щеку подставь и другую, и кто берет у тебя рубашку или одежду, не препятствуй. Кто рассердится, тот повинен огню. Кто понудить тебя пройти версту, пройди с ним две. Пусть сияют добрыя дела ваши перед людьми, чтобы они, видя их, прославляли Отца вашего, который на небесах" (Мф. 5:39-40.22.16). Мы не должны производить ссоры, и Он не хочет, чтобы мы были последователями худых людей; но Он увещевал нас терпением и кротостью отводить всех от постыдных дел и пристрастия к злу. Это я могу показать на многих из наших, которые из наглых и свирепых переменились, будучи побеждены или тем, что насмотрелись строгости жизни своих соседей, или тем, что видели в спутниках чудное терпение в перенесении обид, или из опыта узнали нравы тех людей, с которыми соприкасались по делам. О том, чтобы совсем не клясться, а говорить истину, Он так заповедал: „Вовсе не клянитесь. Но да будет слово ваше: да, да; и нет, нет. А что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5:34.37). А что поклоняться должно одному Богу, так убеждает Он: „наибольшая заповедь есть следующая: Господу Богу теоему поклоняйся, и Ему одному служи от всего сердца теоего и от всей крепости теоей, Господу Богу, сотворившему тебя" (Мк. 12:30). Когда некто подошел к Нему и сказал: „Учитель благий! Он сказал в ответь: „никто не благ, как только один Бог, сотворивший все" (Мф. 19:16-17). Если же найдутся такие, которые не так живут, как учил Христос, те - да будет известно - не христиане, хотя и произносят языком учение Христово: ибо Он учил, что не те спасутся, которые только говорят, но те, которые и дела делают. Он сказал так: „не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдете в царствие небесное, но исполняющий волю Отца Моего, который на небесах. Ибо кто слушает Меня и исполняет, что я говорю, тот слушает пославшего Меня. Многие скажут мне: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы ели и пили и чудеса творили? И тогда скажу им: отойдите от Меня делающие беззаконие" (Мф.7.21 и след.). Тогда будет плач и скрежет зубов, когда праведники возсияют, как солнце (Мф.13.42-43), а неправедные посланы будут в огонь вечный. Многие придут во имя Мое снаружи одетые в овечьи кожи, а внутри волки хищные. Но вы узнаете их по делам их. Всякое дерево, не приносящее хорошего плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 7:15-16,19-20). И мы просим, чтобы те, которые не живут согласно с учением Его, а только называются христианами, были наказываемы и вами.
17. Мы везде стараемся прежде всего платить подати и повинности поставленным от вас чиновникам, ибо такова Его заповедь. В одно время подошли некоторые и спросили Его: должно ли платить кесарю подать? Он отвечал: „Скажите мне: чей образ на этой монете? Они сказали: Кесарев. Он на это отвечал им: итак отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу" (Мф. 22:17-21). Поэтому хотя покланяемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей, и, молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены в здравым суждением. Если же вы не обратите внимания на наши молитвы и открытые объяснения, то мы не потерпим никакого вреда, потому что мы веруем, или, лучше, вполне убеждены, что каждый по делам своим будет наказан огнем вечным, и по мере сил, какие получил кто от Бога, потребуется от него отчет, как Христос сказал: „кому дал Бог более, от того и потребуется более " (Лк. 12:48). Посмотрите на кончину каждого из бывших государей: они умерли общею всем смертью. Если бы смерть вела в состояние бесчувствия, то это было бы выгодно для всех злодеев. Но так как у всех живших остается чувство, и всем предлежит вечное мучение, то не колеблитесь убедиться и верить, что истинно то, что я говорю. В самом деле, пусть даже некромантия и предсказания посредством неоскверненных мальчиков, и вызывания душ человеческих, и так - называемые у магов наводители снов и гении-хранители, со всеми действиями людей, занимающихся этим - пусть убедят вас, что души и по смерти сохраняют чувство. Пусть уверят вас в этом люди, одержимые душами умерших и бросающиеся вниз, которых все называют бесноватыми и безумными, - и так - называемые у вас оракулы Амфилоха, Додоны и Пифии и другие им подобные, - и учение писателей Эмпедокла и Пифагора, Платона и Сократа, и Гомеров ров, и сошествие Улисса, чтобы видеть умерших, и мнения других, говоривших то же. Послушайте нас, по крайней мере, наравне с ними, мы не менее их веруем Богу, а даже более, потому что мы надеемся опять получить умершия и в землю обратившияся тела наши, утверждая, что нет ничего невозможного для Бога.
18. Если бы мы не существовали в теле и кто-нибудь стал говорить нам, что из малой капли человческого семени могут образоваться кости и жилы и плоть, как мы это видим: то, что могло бы показаться более этого невероятным для размышляющего человека? Будем говорить предположительно. Положим, что вы не существовали бы в настоящем виде своем и не родились от таких родителей, как ваши: если бы кто показал вам семя человеческое и изображение вида человеческого, и стал утверждать, что из того самого произошло такое существо, то поверили ли бы вы этому, не увидев на самом деле? Никто, думаю, не решился бы отрицать (что Он не поверил бы). Таким же образом и ваше неверие происходить от того, что вы еще не видали воскресшего мертвеца. Но как прежде не поверили бы вы, что из малой капли можно сделаться вам такими, как вы, и однакоже видите, что это делается: таким же образом судите, что и человеческие тела, разрушившиися и обратившиися в землю на подобие семян, могут, по Божьему повелению, в свое время воскреснуть и облечься в нетление. Я не могу сказать, какое же достойное Бога могущество приписывают, Ему те, которые говорят, что всякая вещь обращается в то, из чего произошла, и что сверх этого Сам Бог не может ничего более сделать: но то вижу, что они не поверили бы, чтобы возможно было когда-нибудь им сделаться такими, какими видят и самих себя и весь мир, и из таких веществ. Посему мы за лучшее - почитаем верить и тому, что невозможно для нашей природы и для людей, нежели подобно другим быть неверующими: ибо знаем, что и учитель наш Иисус Христос сказал: „невозможное человекам возможно Богу" (Мф. 19:26) и также сказал: „не бойтеся убивающих вас и после не могущих ничего более сделать; а, бойтесь того, кто по убиении и душу и тело может ввергнуть в геенну" (Мф. 10:28). Геенна есть место, где будут мучиться неправедно жившие и не хотевшие верить, что сбудется то, чему научил Бог через Христа.
Продолжение. Главы с 19 по 36.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru
[2]Иустин, сказавши о Сыне Божьем, кстати упомянулъ и о других ангелах, потому что он представдял и называл Сына Божьего ангелом (разг. с Триф. гл. 93. 127) не по существу, но по служению Его в роде человеческом, как это видно из разговора с Триф. п. 57:
" - Писание очевидно вынуждает нас признать это, - сказал Трифон, когда я замолчал: но и ты сам согласишься, что можно усомниться насчет того, что сказано, именно, что Он ел приготовленное Ему Авраамом.
- Конечно, написано, что они ели, - отвечал я:
но если бы сказано было, что ели трое, а не двое только, которые были действительно ангелы и, как известно нам, питаются на небесах, хотя не такою же пищею, какую употребляем мы люди, - ибо о манне, которою питались отцы ваши в пустыне, Писание говорит, что: „они ели хлеб ангельский (Пс.77.25), - то я сказал бы, что Писание говорит, чего они ели, в таком же смысле, как и мы сами говорим об огне, что он пожрал все; но отнюдь не должно понимать, будто они ели жуя зубами и челюстями. Таким образом и здесь мы не найдем никакого затруднения, если хоть сколько-нибудь знакомы с тропическим образом выражения.
- Можно, сказал Трифон, - устранить и это затруднение, разумея особенный образ ядения, которым они употребили приготовленное Авраамом, в каковом смысле и написано, что они „ели". Но теперь покажи нам, как этот Бог, явившийся Аврааму, и служитель Бога Творца всего, родился от девы и сделался человеком, как ты сказал, подобострастным всем нам.
- Позволь мне прежде, Трифон, - сказал я, - изложить обширно и некоторые другие доказательства на этот пункт, чтобы вы были убеждены в его истине, и после того дам объяснение, которое требуешь.
- Делай, как угодно тебе, сказал Трифон: через это сделаешь и для меня вполне пpиятнoe дело".
[3]Ранние христиане плохо относились к идее второго брака, особенно ярко это выражается в сочинениях Тертуллиана.